Белинский Виссарион Григорьевич

Белинский Виссарион Григорьевич

«Воспитание есть первое благо человека,

первая необходимость: от него

зависит судьба всей его жизни».

 

Белинский В.Г. видный социальный мыслитель, литературный критик, публицист – был выдающейся личностью, сыгравшей огромную роль в общественно-политической и литературной жизни России. Его творческий гений был всеобъемлющ, он смотрел на мир необычайно широко, стремясь постигнуть законы его развития во всей их сложности и противоречивости.

Виссарион Григорьевич Белинский родился 30 мая (11 июня) 1811 года в г. Свеаборге — крепости на Финском заливе, в семье флотского врача. Его отец, Григорий Никанорович, происходивший из семьи бедного священника села Белыни Чембарского уезда Пензенской губернии, был незаурядным человеком, который имел репутацию праведника и аскета. Двое его братьев стали монахами.

В. Г. Белинский жил и творил в эпоху жестокого террора, установленного Николаем I после восстания декабристов, в условиях изощренной системы преследований прогрессивных представителей русской культуры и науки, просвещения и школы, от которых царь требовал активного участия в распространении самодержавно-крепостнической идеологии. Но, как сказал А. И. Герцен, своими свирепыми мерами, направленными на достижение реакционных целей, царское самодержавие не смогло заставить их говорить так, как ему хотелось. Возглавив лагерь борцов с крепостничеством и самодержавием, В. Г. Белинский всю свою жизнь вел ожесточенную борьбу против царской школы «муштры и зубрежки», против официальной, а в конце своей жизни и оппозиционной по отношению к царизму либеральной педагогики. Он вооружил педагогику передовыми идеями общественных наук своего времени. Обобщив педагогический опыт лучших учителей России, глубоко осмыслив педагогические явления, Белинский В. Г. стал основоположником революционно-демократической педагогики России.

Педагогические идеи Белинского В.Г.

В России в конце XVIII — начале XIX в. уровень образования был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования.

В 40-х и 50-х гг. Х1Х в. Оформилось западничество и славянофильство, вступившее в борьбу одно с другим, каждое выдвинуло ряд выдающихся деятелей, которые и сформулировали учения того и другого.

Главным догматом славянофилов был такой: русский народ есть народ особенный, своеобразный, который идёт в своём развитии своим особым путём и скажет миру своё слово, более ценное, чем слово других западных народов. Русский народ создаст свою культуру, более глубокую, более совершенную, чем материалистическая и рационалистическая западная культура.

Главный догмат западников был таков: русский народ живёт и развивается по тем же законам, по такому же порядку, как и другие народы. Русский народ отстал и от других народов и может сравняться с ними, может превзойти их только в тесном духовном и материальном единении с ними, широко пользуясь всеми культурными благами других народов.

Такие различия и сильные течения нашли своё отражение в педагогических идеях. Представителем западничества можно признать В.Г. Белинского.

Виссарион Григорьевич разработал теорию народности искусства, литературы, просвещения и воспитания. И в то же время разоблачал реакционную сущность теории официальной народности, выступал против славянофильского преклонения перед консервативными устоями старинного русского быта

В центре педагогических размышлений В.Г. Белинского – категория личности. Личность – индивидуальное целостное единство всех психических свойств человека, определяемое сферой его непосредственных жизненных идеалов и ценностей и создающееся в процессе взаимодействия двух основных факторов: природы и общества, действующего на человека, прежде всего, через сферу воспитания. Воспитание не всесильно: Белинский резко выступал против теорий, утверждающих, что человек от природы есть “чистая доска”.

Ребёнок, считал Белинский, – это “дерево в зерне”, его нельзя заставить приносить “арбузы вместо орехов”, и воспитание, не учитывающее природных задатков человека, ущербно. Но в развитии природных способностей и формировании духовного строя личности воспитанию принадлежит главная роль; им решается “участь человека”. Цель истинного воспитания – содействие формированию такой личности, “живоносным” началом которой служит “любовь к человечеству, понимаемому в его историческом значении”.

Также В.Г. Белинский подчёркивал важность развития в человеке чувства национального достоинства и любви к родине, заставляющего “пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому”. Личность, способная к восприятию высших духовных идеалов, отвечающих назначению человека, не может выработаться и без усвоения привычки видеть цель и смысл своего существования вне себя, ограничивать свой эгоизм во имя любви к другим.

Главенствующее значение приобретает нравственное воспитание, которое, неуклонно расширяя сферу нравственного отношения к миру (от родных и ближайшего окружения до народа и человечества в целом), должно превратить следование честным принципам во “вторую природу” человека, выработать в нём способность делать добро, любить других, быть честным и мужественным в служении истине, участливым к страданию, трудолюбивым, скромным по естественной и бескорыстной потребности души, а не по умозрительному понятию о долге или по расчёту.

Утверждая образ естественного, резвого, здорового ребёнка, Белинский не отделял нравственного воспитания от физического. Одним из “первейших элементов человечности” Белинский считал “чувство изящного”, придавая большое значение эстетическому воспитанию и образованию ребёнка, равно как и выработке располагающего внешнего облика (опрятность, красота, манеры), соответствующего высокому предназначению человека. Этому способствует умственное воспитание и образование ребёнка в процессе обучения. Главная роль принадлежит здесь постепенному усвоению наук, которые развивают навыки самостоятельного, мышления, формируют общие представления о природе и человеке. Предпочтение Белинский отдавал знаниям, связанным с реальной жизнью общества и способным содействовать её улучшению.

Учить детей, считал Белинский, нужно с 6 лет, следуя принципам систематического и научно обоснованного, а не случайного (“путём игр и забав”) обучения. Процесс обучения должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности ученика. В младшем школьном возрасте, когда преобладает конкретно-образное мышление, более продуктивны методы, основанные на индуктивном пути познания и наглядности, значение которой велико и позднее, когда формируется абстрактное мышление. Большое внимание Белинский уделял учебной литературе, считая, что учебник должен иметь ясную педагогическую цель, соответствовать уровню современной науки и должен быть написан хорошим литературным языком.

Один из главных образовательных факторов Белинский видел в детском чтении, отводя особую роль детской литературе: “Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон”. Он требовал от детских писателей “не искажать действительности ни клеветами на неё, ни украшениями от себя”, а показывать правдиво, “во всём её очаровании и во всей её неуловимой суровости, чтобы сердце детей, научась её любить, привыкало бы в борьбе с её случайностями находить опору в самом себе”.

Пронизанная идеей всестороннего развития, направление которому задавалось демократическим идеалом личности, педагогическая теория Белинского была прямым отрицанием господствовавшей в России сословной системы образования и воспитания. Он резко выступал против ханжества “светского” воспитания, формирующего человека, для которого главное “казаться”, а не “быть”, равно как и против любых школ конформистского воспитания, критика которых была составной частью его публицистической деятельности. Таким образом, целью воспитания В.Г. Белинский считал подготовку бесстрашных борцов за лучший общественный строй, при котором не будет эксплуатации, угнетения и все люди станут равноправными гражданами своей свободной родины.

Физическое воспитание детей, говорил Белинский, имеет своей задачей охранять здоровье детей, развивать их физические силы, ловкость и гибкость путем установления правильного образа жизни, организации игр, выполнения гимнастических упражнений. Физическое воспитание, по его мнению, должно осуществляться в тесной связи с нравственным. Белинский считал, что от малолетних детей надо удалять все дурное; они должны видеть только положительные примеры.