Превратности наследия Надежды Константиновны Крупской

После пышных похорон Н.К. Крупской наступил примерно 15‑летний период ее забвения. Имя Надежды Константиновны, впрочем, как и всех остальных деятелей образования 20‑х годов, не упоминалось ни в исторических трудах, ни в учебниках по педагогике, ее произведения не переиздавались.

Отношение к ее наследию кардинально меняется со второй половины 1950‑х гг. В период хрущевского десятилетия 1954‑1964 гг. курс на возрождение в СССР политехнической трудовой школы, на подготовку учащихся к трудовой деятельности, получение профессии, на связь школы с жизнью, участие школьников в социалистическом строительстве совпал с реанимацией идей трудовой школы 1920‑х гг. В данной связи социально-педагогическое наследие признанного классика советской педагогики Н.К. Крупской было востребовано и актуализировано.

Вышло в свет 11‑томное собрание ее педагогических сочинений, регулярно проходили научно-практические конференции, посвященные изучению и пропаганде взглядов Надежды Константиновны на социальную работу, деятельность пионерской организации. Защищались диссертационные исследования, в которых разрабатывались различные аспекты ее педагогического наследия. Министерством просвещения РСФСР была учреждена медаль Н.К.Крупской. Торжественно отмечались ее юбилеи в 1959, 1969, 1979 гг. Вместе с тем отметим, что в 1970‑е – первой половине 80‑х гг. отношение к наследию Н.К.Крупской было скорее ритуально-мемориальное, ее идеи и подходы не вызывали уже актуального интереса у педагогической общественности.

В период перестройки вновь кардинально меняется внимание к личности и деятельности Н.К.Крупской. На протяжении 1992‑1998 гг. имя и деятельность Н.К.Крупской, как и вся история советской педагогики, были подвергнуты беспощадной и несправедливой критике, изучение ее трудов и деятельности в это время практически не проводилось. Но за последнее 20‑летие наблюдается неуклонное возрастание интереса к социально-педагогическому наследию Н.К.Крупской.