ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ
«Час рождения ребенка есть
первый час его обучения»
Песталоцци Иоганн Генрих, швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Родился Иоганн Генрих 12 января 1746 года в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум.
В 50–60-х гг. XVIII в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нойхофе» (1774–1780), приют для сирот в Станце (1798–1799), институты в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).
Песталоцци – автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы – «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826).
В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др.
С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды.
Воспитание должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности.
Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определенной системе и последовательности. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.
Идею Песталоцци о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий:
Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения – вооружение учащихся знаниями.
Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрежку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился, построить обучение в соответствии с «естественным путем познания» у ребенка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличитительные признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность ее использования в интересах формирования логического мышления. Для облегчения и упорядочения наблюдений ребенка Песталоцци выделил простейшие элементы, которые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово.
В требованиях Песталоцци к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и педагогическое значение. Песталоцци считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире.
Песталоцци расширил и содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику.
Обучение счету Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.
Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению, рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии.
Песталоцци стремился упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета.
Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребенка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естественной домашней гимнастики», на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики».
Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую, органичную часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.
Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодежи овладеть основными приемами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии», которая должна строиться на базе школьной «элементарной гимнастики».
В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодежью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приемами, которые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.
Нравственное элементарное образование, полагал Песталоцци, в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Основные задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений.
Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним.
Сформулированные Песталоцци идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики.
В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «Гражданин Французской республики».