ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

ПЕСТАЛОЦЦИ ИОГАНН ГЕНРИХ

«Час рождения ребенка есть

первый час его обучения»

Песталоцци Иоганн Генрих, швейцарский педагог, один из основоположников дидактики начального обучения. Родился Иоганн Генрих 12 января 1746 года в семье врача. Окончил два курса коллегиума Каролинум.

В 50–60-х гг. XVIII в. принимал активное участие в движении швейцарской интеллигенции. Возглавлял «Учреждение для бедных в Нойхофе» (1774–1780), приют для сирот в Станце (1798–1799), институты в Бургдорфе (1800–1804) и Ивердоне (1805–1825).

Песталоцци – автор многочисленных педагогических трудов, из которых главными являются получившие мировую известность романы – «Лингард и Гертруда» (1781–1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), а также «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799) и трактат «Лебединая песня» (1826).

В мировоззрении Песталоцци идеи французских просветителей, главным образом Ж.Ж. Руссо, сочетались с теориями немецких философов Г. Лейбница, И. Канта, И.Г. Фихте и др.

С юных лет Песталоцци проникся желанием облегчить участь крестьянских детей, лишенных элементарных условий для полноценного физического, умственного и нравственного развития. Основную роль в осуществлении своих социальных замыслов Песталоцци отводил воспитанию. Он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды.

Воспитание должно быть природосообразным, то есть строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней деятельности.

Это развитие осуществляется путем последовательных упражнений вначале в семье, затем в школе в определенной системе и последовательности. Указывая на различия в становлении умственных, физических и нравственных способностей ребенка, Песталоцци подчеркивал важность их связи и тесного взаимодействия в обучении, которое движется от простого к более сложному, чтобы в итоге обеспечить гармоническое развитие человека.

             Идею Песталоцци о развивающем обучении К. Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Основной целью обучения Песталоцци считал возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий:

Он разработал систему упражнений, расположенных в определенной последовательности и имеющих целью привести в движение присущее природным силам человека стремление к деятельности; однако задаче развития учащихся Песталоцци в некоторой степени подчинял другую, не менее важную задачу обучения – вооружение учащихся знаниями.

Критикуя современную ему школу за вербализм и зубрежку, притуплявшие духовные силы детей, Песталоцци стремился, построить обучение в соответствии с «естественным путем познания» у ребенка. Исходным моментом этого пути Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Песталоцци придавал большое значение наглядности в обучении как средству развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличитительные признаки и соотношения между ними. Песталоцци значительно расширил прежние трактовки наглядности, указав на возможность ее использования в интересах формирования логического мышления. Для облегчения и упорядочения наблюдений ребенка Песталоцци выделил простейшие элементы, которые являются общими для всех предметов и потому должны служить исходным моментом для всякого обучения: число, форма и слово.

В требованиях Песталоцци к постановке обучения родному языку раскрывалось его социальное и педагогическое значение. Песталоцци считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм, при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире.

Песталоцци расширил и содержание начального образования, включив в него сведения из географии и природоведения, рисование, пение, гимнастику.

Обучение счету Песталоцци предлагал начинать не с заучивания арифметических правил, а с сочетаний единичных предметов и формирования на этой основе представлений о свойствах чисел.

Изучение формы он подразделял на обучение детей измерению, рисованию и письму. Ему принадлежит мысль о введении в начальной школе элементов геометрии.

Песталоцци стремился упростить методику начального обучения, чтобы ею с успехом могли пользоваться и учитель начальной школы, и любая мать-крестьянка. Отправляясь от простейших элементов, он стремился вести ребенка шаг за шагом к познанию целостного предмета.

Исходным элементом физического развития Песталоцци считал способность ребенка к движению. Начало физического воспитания, по мнению Песталоцци, закладывается в семье, когда мать постепенно приучает ребенка стоять, делать первые шаги и ходить. Упражнения суставов были положены им в основу «естественной домашней гимнастики», на основе которой Песталоцци предлагал строить систему школьной «элементарной гимнастики».

Элементарное трудовое обучение Песталоцци рассматривал как неотъемлемую, органичную часть своего метода. Он высказал мысль о создании «азбуки умений», усвоение которой помогло бы ребенку развить свои физические силы и овладеть необходимыми ему в жизни трудовыми навыками.

Песталоцци критиковал современную ему профессиональную подготовку молодежи, сводившуюся к овладению ею «односторонними рутинными умениями». Он выдвинул требование особого «элементарного образования для индустрии», чтобы помочь молодежи овладеть основными приемами и общей культурой труда. Для этого рекомендовалась «специальная гимнастика, готовящая к индустрии», которая должна строиться на базе школьной «элементарной гимнастики».

В произведениях Песталоцци содержится ряд не утративших своего значения высказываний об овладении молодежью «внутренней сущностью промышленного производства» и теми «внешними приемами, которые необходимы для успешного участия в ней». Высказывания эти отражают широкое применение в практике ручного труда. Но они, несомненно, представляют собой движение в сторону идеи трудовой школы.

Нравственное элементарное образование, полагал Песталоцци, в большей мере, чем другие стороны образования, обладает возможностью содействовать общей цели воспитания. Основные задачи этого образования: развитие у детей высоких моральных чувств, выработка у них путем непосредственного участия в добрых и полезных делах соответствующих нравственных навыков и, наконец, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений.

Общественные воспитательные учреждения Песталоцци стремился построить по типу семьи, на началах искренней любви учителя к детям и бережного подхода к ним.

Сформулированные Песталоцци идеи педагогического активизма и психологизации обучения оказали глубокое влияние на развитие дидактики и педагогики.

В 1792 г. Законодательным собранием Французской республики Песталоцци было присвоено звание «Гражданин Французской республики».