Надежда Константиновна Крупская, крупный государственный и партийный деятель, была одним из теоретиков педагогики и организатором культурного строительства в СССР.

Основные направления деятельности

На протяжении всей своей общественно-педагогической деятельности Н. К. Крупская возвращалась к вопросу о целях и задачах воспитания и об особой роли школы в этом процессе. Уже в первые годы становления новой власти она убедительно доказывала, что новая школа должна удовлетворять потребности нарождающегося социалистического государства, быть тесно связанной с советской действительностью, со строительством новой жизни.

В формировании личности ребенка Надежда Константиновна отводила большую роль социальной среде. Подчеркивая ведущую роль воспитания в развитии личности ребенка, Н. К. Крупская считала, что оно должно иметь целенаправленный и последовательный характер. «Воспитывать – значит планомерно воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека». В школе, тесно связанной с жизнью, она видела «главное орудие воспитания». Она считала, что целью школы должно быть «воспитание всесторонне развитых людей, с сознательными и организованными общественными инстинктами, имеющих цельное продуманное мировоззрение, ясно понимающих, что происходит вокруг них в природе и в общественной жизни».

Н. К. Крупская полагала, что с самого раннего возраста дети должны воспитываться в духе коллективизма. «Наша воспитательная работа должна сочетать умение растить коллективиста и в то же время дать возможность в этой коллективной обстановке всесторонне развиться личности ребенка». В детском коллективе Н. К. Крупская справедливо видела необходимое условие для развития всех способностей, присущих каждому ребенку. Она первая из советских педагогов вскрыла решающую роль детского коллектива в коммунистическом воспитании и разработала методику его организации.

Особую роль Крупская уделяла вопросам самоуправления школьников. Задачей самоуправления в советской школе, по определению Н. К. Крупской, является воспитание коллективиста-общественника, активного участника всей жизни школы. Надежда Константиновна считала, что школьное самоуправление учащихся должно стать одним из средств, которое помогает научить детей коллективно строить новую жизнь.

Важную роль Надежда Константиновна отводила участию детей и подростков в общественно полезной работе и трудовому воспитанию. Она полагала, что участие школьников в совместном труде вырабатывает у них сознательное отношение к работе, дисциплинированность, коллективизм. Очень важно, подчеркивала Н. К. Крупская, чтобы в процессе труда школьники имели возможность обогатиться новыми знаниями или применить ранее ими приобретенные.

Н. К. Крупская принимала деятельное участие в создании пионерской организации и с первых дней ее существования оказывала ей большую помощь, заботясь о ее укреплении и дальнейшем развитии. Пионерская работа, говорила Крупская, должна быть всегда идейно направленной, разнообразной по содержанию, яркой, красочной, увлекательной по форме. Решающую роль в обеспечении успешной работы пионерской организации Н. К. Крупская отводила вожатому. Она дала ряд ценных указаний о том, какими качествами он должен обладать, о его подготовке, о необходимости контакта в работе с учителем.

Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. Школа обязана помочь родителям (и матери в первую очередь) правильно направить воспитание детей. Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.

Н. К. Крупская сыграла большую роль в разработке теории дошкольного воспитания и в организации дошкольного дела в нашей стране. Пропагандируя в течение всей своей жизни идею общественного дошкольного воспитания, Н. К. Крупская в то же время всегда подчеркивала, что детские сады должны работать в тесном контакте с семьей. Надежда Константиновна считала, что главная цель советских детских садов, также, как и советской школы- всестороннее развитие детей. Важную роль Н. К. Крупская отводила физическому воспитанию дошкольников, в котором она видела необходимое условие воспитания здорового поколения. Одной из важнейших сторон воспитания дошкольников Н. К. Крупская считала их умственное воспитание. Большое место в умственном воспитании дошкольников Н. К. Крупская отводила художественной литературе.

Особого внимания в работах Крупской заслуживает система подготовки педагогических кадров, способных осуществлять успешное воспитание детей. Главное, чего стоит ждать от этой системы – стимулирование стремления и развитие умений педагога осмыслять, анализировать, проектировать свою деятельность, осуществлять реализацию поставленных целей в совместной с детьми деятельности. При этом стоит специально учить педагогов не только методам организации индивидуальной деятельности детей, но и методам организации их социальной жизни.