Антон Семёнович Макаренко (13 марта 1888 – 1 апреля 1939)

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете».

Одним из выдающихся советских педагогов был Антон Семёнович Макаренко, который определил дальнейшее движение педагогической мысли XX века, но, увы, его методика так и не получила признание современников. Решением ЮНЕСКО (1988г) Макаренко вошел в число четырех выдающихся педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Антон Семёнович Макаренко, талантливый педагог и писатель, родился в рабочей семье 13 марта 1888 года в украинском городе Белополье, Харьковской губернии. В 1904 году Макаренко окончил 4-летний техникум в Кременчуге, где и выбрал профессию учителя. Он продолжил свое обучение годичным курсом учителей.

С 1905 г. начал работать учителем. Организовал и заведовал трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы (с 1921 г. носила имя М. Горького).

В 1927-1935 гг. Макаренко был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова, на практике воплощая свою педагогическую систему. Он много времени уделял своим подопечным. Это принесло заслуживающие уважения результаты: подростки из колонии менялись в лучшую сторону, перестали быть неуправляемыми. Антон Макаренко считал, что коллектив – это лучшая среда для комфортного развития личности. Помимо этого, немаловажным условием является физический труд.

“В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры”. В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество – «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек – каждый элемент образовательной системы – должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Педагогика – это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семёнович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *